Женщины в линкбилдинге
Линкбилдинг — настолько же важная, насколько непростая часть SEO и маркетинга. С одной стороны, есть руководства Google и Яндекса, которые четко говорят, как можно и как нельзя наращивать ссылки. С другой — есть маркетинг-реальность, в которой у тебя десятки конкурентов, не всегда играющих по правилам. Поэтому линкбилдинг и существует как отдельное направление. Здесь приходится быть не только технически подкованным, но и уметь выстраивать отношения с партнерами, торговаться, отличать хороший контент от плохого, и договариваться о публикациях с самыми требовательными редакторами. В этой сфере всегда есть место для интерпретации, и решения основываются не столько на инструкциях, сколько на опыте.
SE Ranking взяли интервью у семи специалисток в линкбилдинге, которые работают на разные рынки как на стороне продукта, так и в агентствах или на фрилансе. В этой статье собраны все инсайты.
Какая ссылка хорошая, а какая – плохая
Кажется, что определить хорошую ссылку просто. Google и Яндекс прямо говорят — ссылки должны быть естественными и полезными для пользователя. На деле же получаем 50 оттенков качества ссылки. Они могут быть идеальными, а могут — просто эффективными, и это не всегда одно и то же.
Идеальная ссылка — та, которая размещена на авторитетном тематическом ресурсе и по ней хочется перейти, она приводит целевой трафик, укрепляет доверие к сайту и ведет к росту позиций.
«Это мини-сигнал о том, что в отношении этого конкретного сайта все делается правильно: контент отвечает на запросы пользователя и побуждает его ссылаться на сайт как на авторитетный источник», — комментирует Анастасия Волейко, основательница digital-агентства JOBinNet.
Значит ли это, что если ссылка не отвечает какому-то из этих требований, она бесполезна? Нет. Например, на вопрос нужно ли удалить ссылку, если на нее никто не кликает, наши героини однозначно ответили: «Нет». Даже если ссылка не приводит трафик, она может быть важна для SEO.
Кроме этого, от целей конкретного проекта зависит — какая ссылка будет хорошей, а какая плохой. К примеру, если вам нужно быстро подняться в выдаче по конкретному запросу, и вас не заботит долгосрочность результатов, можно арендовать ссылки или “взять количеством”. Просто будьте готовы к тому, что даже если это сработает в моменте и позиции поднимутся, долго этот эффект держаться не будет.
Светлана Величко, основательница Links-Stream, формулирует это так: «Все ссылки работают, абсолютно все. Вопрос в том, в какой нише, для какого сайта и в какой момент».
При этом есть ссылки, которые не просто будут бесполезны, а могут вам навредить. Они приходят с переспамленных доменов, вы их никак не контролируете, и при этом их тонны. Не зря один из способов «завалить» конкурента в выдаче — скомпрометировать его домен, заспамив ссылками с низкосортных бирж. Поэтому к качеству ссылки необходимо быть требовательным.
Итак, от вашей кампании и целей зависит, какие ссылки вам нужны прямо сейчас. Но чем выше авторитетность донора и чем органичнее размещение ссылки, тем лучше и дольше она будет работать. Если долгосрочность не в приоритете — можно экспериментировать. Главное — не нарваться на бан от поисковика.
На какие метрики нужно смотреть при выборе донора
Обобщенный список параметров домена, на которые нужно обратить внимание, — по рекомендации наших эксперток:
- Тематичность домена. Она должна быть близкой вашему сайту. Например, если вы занимаетесь остеклением, сайт донора может быть о строительстве в целом, а публикация с ссылкой на вас — уже конкретно про остекление.
- Свежесть ресурса. Сайт должен выглядеть живым и обновляемым. Для поисковых систем это сигнал об актуальности ресурса и фактор доверия к нему.
- Трафик по ключевым словам, которые вам интересны (брендовые и коммерческие запросы). Посмотреть трафик по ключевым словам любого домена можно, например, в инструменте Анализ конкурентов от SE Ranking.
- Уровень (не)заспамленности. Это касается не только спама в анкор-листе домена или бэклинк профайле, а, например, и количества рекламы на сайте — точнее, ее соотношения к нерекламному контенту этого ресурса.
- Наличие скачков трафика. Внезапная потеря трафика может быть из-за попадания под фильтр, а резкий скачок — признаком искусственно пригнанного трафика.
- Адекватность беклинк-профиля. Здесь не столько о количестве ссылок, а об их качестве. Особенно это касается ссылок, которые домен получил в последние месяцы.
При этом наши экспертки предложили целый список параметров, которые, по их мнению, не так-то и важны при выборе домена.
Первыми под удар попали Domain Authority от MOZ, Domain Rating от Ahrefs и соотношение исходящих ссылок и бэклинков. Александра Хилова, главная по ссылкам в Sasha-links.com, говорит, что DR можно манипулировать, а соотношение входящих и исходящих ссылок — не всегда объективная оценка донора.
Кроме этого, для качества ссылки не имеет решающего значения ее положение в контенте (например, — чем выше, тем лучше) или уровень вложенности страницы со ссылкой.
Главный вывод дискуссии — нет единой метрики, которая бы определила качество донора. Приходится обращать внимание на комплекс параметров, который зависит от вашей ниши и целей ссылочной кампании.
Откуда брать ссылки: биржи, подрядчики или своя команда?
Общий знаменатель ответов от наших специалисток: все три способа хороши, а какой выбрать — снова зависит от вашего проекта, ниши и возможностей.
Биржа ссылок — это что-то вроде «сайта знакомств» между линкбилдерами и вебмастерами, где цель одних — купить хорошую ссылку, а других — выгодно продать под нее место. Одни из них работают по принципу аренды — у тебя есть ссылки, пока ты за них платишь. Другие позволяют поставить «вечные» ссылки. Третьи функционируют как подрядчик по крауд-маркетингу — у них можно пакетом заказать ссылки из форумов и соцсетей.
Одного подрядчика легче контролировать, чем сотни «знакомств» на бирже. Но этого все равно может быть недостаточно. По словам Марьи Казаковой, руководительницы аутрич-отдела SE Ranking, чем сложнее рынок, тем больше контроля нужно при получении ссылок. В этих случаях нужно закладывать ресурс на построение своей команды. Свои сотрудники всегда лучше знают продукт, больше вовлечены и заинтересованы в результате.
Если вы работаете на таком «сложном рынке», то скорее всего, вам приходится бороться не столько за количество, сколько за качество ссылок. Тогда линкбилдинг начинает быть ближе к PR — о каждой ссылке необходимо договариваться «вручную», предлагать темы медиа и продумывать позиционирование продукта.
Всегда ли нужно заменять отпавшую ссылку
Единогласный ответ эксперток: не всегда. Зависит от качества ссылки и ее влияния на позиции. Если есть возможность обратиться к вебмастеру или редактору и попросить вернуть ссылку — это стоит сделать. Если нет — не нужно на этом зацикливаться.
Катерина Золотарева, руководительница студии Site24, суммировала общую позицию: «Линкбилдинг — это непрерывный процесс, какое-то количество ссылок будет постоянно отпадать. Мы просто не останавливаемся и работаем дальше согласно ссылочной стратегии.»
Часто ли приходится отклонять ссылки через disavow
В целом, для наших героинь — не часто.
Например, когда нельзя снять ссылку напрямую — потеряли пароль от кабинета на бирже или не отвечает вебмастер. Или когда в работу принят «бывалый» проект и нужно прочистить его профиль.
Общая закономерность такая: чем выше конкуренция — тем больше ссылок приходится отклонять. В среднем, не чаще, чем раз в полтора-два месяца. Некоторые проекты могут обходиться без disavow годами.
Сквозные ссылки — хорошо или плохо?
Сквозными называют ссылки, размещенные в блоках сайта, которые отображаются на всех его страницах: хедер, меню, футер и т.д.
Если раньше все гнались за такими ссылками, сегодня они считаются скорее компрометирующими. Насколько естественно смотрится внешняя ссылка в футере, особенно, если их там десятки?
Но «сквозняк» может выглядеть и органично. Например, если это ваш логотип в футере сайта-партнера. Или, по словам Александры Тачаловой, основательницы агентства линкбилдинга DigitalOlympus.net, если сквозными ссылками вы связываете два своих (родственных) проекта — ничего плохого в них нет. Например, у вас кулинарный блог, а в меню ссылка на магазин вашей выпечки.
Бывает ли много крауд-маркетинга?
Хорошего — нет, плохого — да 🙂
Если это ссылки с некачественных серых форумов, проставленные с XRumer-а, если это откровенный спам — он может навредить домену.
Если это качественный crowd-маркетинг, например, ответы в релевантных тредах соцсетей, Quora или Reddit, то такого крауда может быть много.
Все зависит от того, какой результат это дает. Если аналитика не показывает эффекта от таких ссылок, то и бюджет на них сливать незачем.
Пресс релизы — хорошо или плохо?
Наши экспертки сошлись во мнении, что всё зависит от того, о каких пресс-релизах мы говорим.
Если речь идет о массовом сабмите пресс-релиза на специальные площадки — толку от них мало. Поисковики обычно знают о коммерческих условиях такого размещения и иногда помечают такие площадки как спамные. То есть ссылка с них может вам даже навредить.
Если же пресс-релиз основан на сильном инфоповоде и разошелся в СМИ со dofollow-ссылкой на ваш сайт — это прекрасно.
Чтобы объективно оценить, как это сработает в вашей нише, нужно подготовить грамотный пресс-релиз с реальной новостью, дополнить его сопроводительным письмом и разослать целевым медиа. По эффекту станет понятно — стоит ли с ними заморачиваться или нет.
Насколько SEO сближается с PR
Поиск тематических площадок, контакты со СМИ, подготовка пресс-релизов — насколько работа линкбилдера, а особенно аутричера, связывает SEO с пиаром?
Все участницы дискуссии отметили, что PR может быть отличным помощником в SEO. Галина Бакушева, глава SEO-отдела в BetBoom, советует сеошникам дружить с пиар-отделом, потому что с помощью PR-статей можно получить ссылку с авторитетного тематического медиа. А такие ссылки отлично разбавляют сеошный ссылочный профиль.
Катерина Золотарева отмечает, что PR и SEO преследуют разные цели: пиар работает с репутацией бизнеса, а цель SEO — улучшение трастовости сайта. Но грань между ними действительно постепенно стирается, и лучшие ссылки — те, что работают на оба эти процесса.
Что почитать новичку в линкбилдинге
На английском наши экспертки посоветовали руководство для начинающих от Moz — Beginners’ Guide to Link Building. И гайд Брайана Дина из Backlinko по стратегиям в линкбилдинге (он удобно разбит его по уровням — от новичка до профессионала) — Link Building Strategies: The Complete List (2021).
На русском языке тоже есть блоги, видео и интервью о ссылках в SEO. Например, можно почитать и послушать Михаила Шакина, Игоря Шулежко, Игоря Рудника. Игорь как раз в 2020 запустил видеокурс о линкбилдинге на YouTube.
Если бы о линкбилдинге снимали сериал
Мы попросили наших героинь подумать о том, какой сюжет мог бы быть в сериале о линкбилдинге. Все получились фантастическими!
Анастасия Волейко предлагает вариант нуарного сериала вроде «Небесного Суда» с Хабенским. Линкбилдер со стажем попадает на Тот Свет, призывается на должность Прокурора Небесного Суда и судит недобросовестных вебмастеров за плохие заспамленные сайты. Флешбеки показывают, что он и сам по юности грешил черными методами, сквозными ссылками на порно и казино, но познав дзен, на пике своей карьеры ушел в PBN.
В сюжете от Светланы Величко мир разделен на 5 королевств: PBN на севере — им нужно много и усердно работать, чтоб много получить. Аутрич, чьи жители всегда платят свои долги. Крауд на юге — веселые беззаботные ребята с бокалом вина в руке. Лом — небольшие острова, жители которых ни с кем не общаются и не путешествуют. Хрумер — все о них нелицеприятно говорят, но не до конца понимают, чем они занимаются.
В страшной завязке Google увольняет всех сотрудников и объявляет, что теперь будет работать без правил — их нужно установить участникам поисковой системы.
В сериале Александра Тачаловой все перевернуто с ног на голову: хорошие ссылки считаются плохими, а ссылки с некачественных сайтов — самыми крутыми. Один из главных героев — сумасшедший Черно-Белый Шляпник (White-Black-Hatter), который раньше помнил, какой должна быть хорошая ссылка, но забыл. Главному протагонисту придется преодолеть множество трудностей и вернуть мир линкбилдинга к норме, разблокировав память сумасшедшего Черно-Белого Шляпника.
Оскар нашей редакции за самый оригинальный сценарий уходит Галине Бакушевой. По ее сюжету, случается невероятное — Яндекс не продлевает домен. За него начинается дикая борьба, которую Галина выигрывает. Она выкупает домен и приклеивает к сайту Google, но дроп оказывается под серьезными санкциями, которые переходят Гуглу. В результате, Google банит сам себя. Это конец, SEO умирает. А Галина идет работать преподавателем йоги.
Отчаянную ситуацию с мрачными сюжетами спасает Александра Хилова. Время действия ее сериала — Французская революция XVIII века. Армия солдат бросается в сражение за ТОП. Иногда побеждает, иногда — терпит поражения, но не сдается и идет вперед, напевая перефразированный куплет из «Марсельезы»:
К оружью, Линкбилдер!
Сомкнём наши ряды,
Вперёд, вперёд!
И сайты наши и посты,
Вмиг трафиком зальёт!
Источник:
SE Ranking
Источник